Местная религиозная организация
"Мусульманский центр "Рахман"
г.о. Подольск Московской области

Пророк, ниспосланный милостью для всех миров

О Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником.

Человечество только единожды увидело твою великую силу,

и больше никогда её не сможет увидеть.

Я восхищаюсь тобой!; /2/

Отто фон Бисмарк

 

Мир, полный мрака и тьмы, забеременел светом. До рождения Пророка осталось очень мало времени. Горизонт полон знамений, свидетельствующих о приближении великого Дня. В душах людей настолько велико волнение, что очень многие мекканцы говорят о последнем Пророке, советуют и наставляют друг друга...

Все ожидают великого спасителя, и каждый желает его появления именно в своём роду или племени... Однако он должен был появиться именно в продолжение золотой цепи потомков Авраама (мир ему). Знамения оповещают о его приходе. Темнота и её беспросветность говорят о приближении Зари...

Арабское общество тех дней было лишено идеалов и цели жизни, пребывало в состоянии нестабильности и неопределённости. Этот исторический период принято называть временем «джахилии», что является синонимом неверия и безбожия. Для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том времени, необходимо кратко напомнить читателю о предыдущих событиях и их характерных особенностях. Это важно для более полного понимания и осознания значимости ниспослания Пророка как милости для всех миров. /3/

Эпоха мрака

На протяжении всей истории духовного развития человечества отход от Единобожия всегда оборачивался катастрофическими по своим последствиям потрясениями. Поистине, когда люди теряют веру во Всевышнего, являющегося Светом небес и Земли /4/, их сердца и души наполняет мрак безверия, мешающий осознать глубокую суть происходящего, уподобляющий их летучим мышам, снующим в ночной беспросветной мгле.

В ту эпоху духовные и религиозные понятия были размыты. Кааба, первый в истории человечества храм и святыня Единобожия, была переполнена идолами. Люди, являющиеся по своей природе обладателями разума, конечно же не могли поклоняться именно идолам. Под влиянием Сатаны понятие Единобожия было искажено в их сознании, и они оправдывали своё идолопоклонство: «Мы поклоняемся им [идолам] только для того, чтобы они приблизили нас к Господу» (Св. Коран, 39:3). Исключением из данного правила в то время была лишь небольшая группа людей, свято хранивших в первоначальной чистоте наследие Авраама (мир ему) — Истинное Единобожие.

Искажение идеи Единобожия привело к тому, что заложенное в человеческой природе чувство покорности своему Господу было в очередной раз неверно истолковано и реализовано. Поклонялись всему: дереву, камню, солнцу, луне, звёздам... Лепили идолов даже из халвы, сладостей и других продуктов питания. И что особенно занимательно, в периоды голода люди съедали рукотворных идолов, создавая затем новых...

Идолопоклонство было не только аравийской реальностью; вся ветхозаветная история есть цепь преступлений Израиля против заповеди Единобожия и пример поклонения лжебогам: «[дерево] служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается пред ним. ...варит мясо в пищу... и ест досыта. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается пред ним, и молится ему, и говорит: «спаси меня; ибо ты бог мой». ...И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне, и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо, и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью...» (Ис. 44:17, 19, 20).

Даже после того, как Мессия Иисус (мир ему) пришел с ясными знамениями от Господа Всевышнего, утвердил в людях истинную веру, часть людей вновь предала забвению учение о Единобожии. Уже в период, когда, казалось бы, должны были восторжествовать Иисусовы заповеди, апостол Павел сурово обличал тех, кто, «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих... называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1:21-23, 25).

Этот упадок морали и нравственности, затхлая атмосфера извращенных ценностей характеризуется в Священном Коране следующими словами: «Поклоняются они помимо Всевышнего тому, что не приносит им ни пользы, ни вреда, оправдываясь, что эти вещи будут заступниками за них перед Творцом» (Св. Коран, 10:18).

Язычники постоянно искали оправдания убеждениям, которых они издревле придерживались. Одно из наиболее распространённых оправданий приводится в Священном Коране: «Если сказано им: «Придерживайтесь того, что ниспослал Всевышний», отвечают они: «Нет, мы последуем за тем, на чём застали наших отцов». А что если отцы их были теми, кто не понимал [истины] и не шёл по прямому пути?» (Св. Коран, 2:170).

Извращенные ценности

В доисламский период аравийское общество, а также более развитые и достигшие наивысшего культурного расцвета Сасанидский Иран и Византия с точки зрения религиозной морали и нравственности оказались в положении глубочайшего упадка и деградации.

Христианский мир пребывал в глубоком духовном кризисе: учение Единобожия, с которым пришел Иисус (мир ему), было вновь искажено; в умах людей укреплялись идеи о его «богосыновстве», о Боге, «едином в трех лицах», место грубого и откровенного идолопоклонства стала занимать его более утонченная форма, когда, стремясь почитать истинного Бога, начали почитать образ...

Фундаментальные нравственные ценности были преданы забвению, их извращение, казалось, достигло своего апофеоза. Пороки и недостатки стали достоинствами в глазах людей. Положительные качества превратились в нечто порицаемое и недопустимое. Разврат, бесчестие и прелюбодеяние были настолько обычным явлением, что зачастую дети не знали своих настоящих отцов. Пьянство и азартные игры были обычным явлением. Обман и умение спекулировать были признаком большого ума и грамотности. /5/ Дошло до того, что люди, боясь не прокормить своих детей, убивали новорожденных или закапывали их заживо. /6/ Позже, после провозглашения Пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует) Ислама, многие люди с горечью и стыдом вспоминали своё прошлое, когда им приходилось совершать крайне дикие и безнравственные поступки и действия. Праведный халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Время джахилии ассоциируется у меня с двумя событиями. Одно заставляет меня смеяться, другое — плакать. Иногда мы делали идолов, используя халву. Проголодавшись в пути, мы могли их съесть, несмотря на то, что незадолго до этого поклонялись им. По необходимости мы делали новых идолов. Когда я вспоминаю об этом, меня раздирает смех. Второе же событие заставляет меня горько плакать: многие из нас, обманывая своих маленьких дочерей, говоря, что идут прогуляться с ними, могли затем закопать их живыми или бросить в колодец, так как боялись оказаться из-за них в будущем голодными и нищими» /7/. Именно это, дикое по своей природе действие было одним из первых пресечено Всевышним в Священном Коране: «Не убивайте своих детей, боясь бедности и нищеты. Мы накормим и вас, и их» (Св. Коран, 6:151). «И когда зарытая живьём [девочка] будет спрошена, за какой грех она была убита, ... узнает душа [убийцы], что она приготовила [совершила]» (Св. Коран, 81:8, 9, 14).

Кроме того, было широко распространено ростовщичество. Если человек не отдавал вовремя долг, то задолженность его увеличивалась вдвое. Широкое распространение таких явлений приводило к резкому обеднению и банкротству одних и обогащению других. Священный Коран резко осудил такого рода отношения и запретил их: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне /8/, и бойтесь Господа» (Св. Коран, 3:130).

Эти и многие другие, ставшие обычными явления порождали в обществе чувство безысходности и безнадёжности. Но в глубине души люди сохраняли надежду на спасение, так как от христианских и иудейских богословов и учёных им было известно о грядущем появлении последнего Посланника Бога.

«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу», — говорится в Торе об обращении Господа к Моисею, мир ему (Втор. 18:18, 19).

«Но я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы я пошёл; ибо, если я не пойду, утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю его к вам и он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде. ...Когда же придет он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит меня, потому что от моего возьмет и возвестит вам» — так доводит до нас Библия предсказание Иисуса (мир ему) о Пророке, который должен прийти после него (Ин. 16:7, 13, 14) /9/.

Таким образом, приход Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) был подготовлен всем ходом истории духовного развития человечества, был милостивым ответом Господа на вызов, брошенный людьми Его Закону и заповедям. Пришествие Мухаммада стало исполнением обещания Всевышнего, данного Им Аврааму, Моисею и Иисусу (мир им). «Поистине, смилостивился Господь над истинно верующими, отправив к ним Посланника из них. Излагает он им знамения Его, очищает их [от грешного, приучая к благому]. Обучает их Писанию и мудрости» (Св. Коран, 3:164).

Взгляните на мудрость Всевышнего: даёт Он людям того, кто един с ними чувствами и мыслями, кто направляет и является проводником на пути Истины. Того, кто при необходимости руководит их молитвой, обращается к ним с проповедью и во время битв является их полководцем. Для того, чтобы не оставлять народы лицом к лицу с неверием и заблуждением, Всевышний Творец отправляет к ним самого любимого раба Своего, несмотря на то, что знает, какие сложности и беды постигают человека, который доносит до людей Истину. И все это — для освобождения человечества от мрака неверия, для того, чтобы показать людям путь к высшим ступеням человеческого совершенства.

Показ и объяснение людям окружающих их знамений и чудес, подтверждающих истинность его пророчества, раскрытие им замысла их сотворения — все это и многое другое было задачей последнего Пророка. Его миссия была призвана освободить человека от скверны низменных чувств, поднять миропонимание человечества с уровня животных инстинктов на высший уровень духовного и физического совершенства и богопознания, то есть того, что заложено Творцом в каждом человеке. История подтверждает — именно таким стал итог жизни и деятельности последнего Пророка. Благодаря его победоносной миссии тучи невежества разошлись и весь мир воспрял и ожил, наполнившись долгожданным Светом...

Великое предназначение

Детство, юность и зрелые годы Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), отмеченные благочестием и праведностью, уже свидетельствовали о его особой миссии и великом предназначении. Эти годы стали символом уготованной ему Свыше великой судьбы и будущей пророческой деятельности.

Родившийся и выросший в аравийском обществе, в котором господствовали невежество и язычество, будущий избранник Бога с детства являл собой образец праведности, богобоязненности и благочестия. Живя в этом обществе, он находился в ином духовном измерении. У его соплеменников не возникало вопросов о том, кому можно доверить хранение; денег и ценностей, у кого можно узнать правдивую информацию о чем-либо, с кем лучше посоветоваться по любому вопросу и получить мудрый совет — конечно же у Мухаммада благочестивого! Всем было известно, что он ни разу в жизни не солгал... Однажды на горе Сафа Пророк обратился к собравшимся с вопросом: «Поверите ли вы мне, если скажу, что за этой горой находится войско, намеревающееся напасть на вас?» Все присутствующие в один голос ответили: «Конечно, ведь мы никогда не слышали от тебя неправды!» /10/ Среди них был и будущий враг Ислама Абу Ляхаб. Они не сомневались в его правдивости. Именно такой человек стал говорить о новом Откровении Единого Бога... Разве мог Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), не допускавший неискренности даже в самых простых делах, сказать неправду, говоря, что Всевышний избрал его Своим Посланником?

Отец будущего Пророка ‘Абдулла («раб Божий») умер еще до его рождения /11/, мать Амина («верная и праведная женщина») ушла из жизни, когда ему было 4-5 лет от роду /12/. После смерти родителей он оказался под опекой своего деда ‘Абдуль-Мутталиба, но вскоре потерял и этого близкого человека. Теряя одного за другим самых близких людей и руководствуясь словами «хасбуналлах» — «Господа нам достаточно», он подготавливался Творцом к великой миссии. Вся любовь его была обращена только к Единому Богу.

Изо дня в день, по мере взросления Мухаммада, Всевышний Творец через Свои знамения указывал людям на то, что среди них растет будущий Пророк.

В книгах жизнеописания Посланника Бога поездка в Сирию описывается как его первое путешествие. Оно состоялось, когда ему было двенадцать лет. Мухаммад отправился в путь со своим дядей Абу Талибом, который в то время был его опекуном. Когда караван останавливался для отдыха, все отправлялись в большой шатер поспать, а двенадцатилетнего Мухаммада оставляли за всем присматривать. Однажды караван сделал остановку неподалеку от христианского монастыря. Христианскому монаху по имени Бахира довелось издали наблюдать за путниками. Его внимание привлекло очень интересное явление: караван, двигавшийся по раскаленной пустыне, постоянно сопровождало облако. Когда караван останавливался, облако тоже останавливалось, когда возобновлял путь, облако двигалось за ним. Удивившись происходящему и желая выяснить, в чем же причина столь удивительного явления, монах пригласил путников на ужин.

Приглашение Бахиры показалось необычным для караванщиков, так как они и ранее передвигались этим путем, однако подобное приглашение имело место впервые. Все, кроме Мухаммада, который остался сторожить верблюдов, зашли к монаху. Хозяин, не найдя среди гостей того, кого искал, спросил: «Остался ли кто с караваном?» Получив утвердительный ответ, он попросил пригласить и оставшегося путника. Как только он увидел мальчика, вопрос его разрешился. Несмотря на то, что монах понял, кто стоит перед ним, он не подал виду. Чуть позже Бахира спросил Абу Талиба: «Кто этот мальчик?» На что тот ответил: «Это мой сын». Монах сказал: «Нет, это не твой сын. Отец этого мальчика должен был умереть еще до появления его на свет». Абу Талиб признался: «Это мой племянник». Тогда Бахира настоятельно посоветовал: «Ты должен вернуться с этим мальчиком обратно в Мекку. Среди иудеев есть очень завистливые люди. Посмотрев на лицо этого ребенка, они поймут, что это будущий Пророк. И из зависти, что последний Пророк не из них, они могут навредить вам. Ради его благополучия вернитесь обратно!» Абу Талиб, никому не сказав ни слова об услышанном, быстро продал свой товар и, найдя предлог для возвращения, отправился обратно в Мекку. /13/

С дядей Абу Талибом

Будущий Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) рос сиротой. Вот как Господь говорит об этом в Священном Коране: «Не нашел ли Он тебя сиротой и накормил [приютил]. И не нашел ли Он тебя растерянным [, ищущим правильный путь,] и направил по нему. И не нашел ли Он тебя нищим и сделал независимым [от всего]. Поэтому не отгоняй сироту! И не прогоняй просящего! Что же касается милости [к тебе] Господа твоего, то благовествуй о ней» (Св. Коран, 93:6-11).

После смерти деда ‘Абдуль-Мутталиба опекуном Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) стал дядя Абу Талиб. В течение почти сорока лет он являл собой одно из проявлений милости Всевышнего, всесторонне оберегавшего Мухаммада от различных опасностей. Действия того или иного человека по отношению к другому являются причиной проявления милости или гнева Всевышнего. Так и в случае с Абу Талибом, Всевышний Аллах не оставил без внимания и вознаграждения его старания и заботу, проявленные в период опекунства над будущим Пророком. Всевышний дал Абу Талибу в качестве вознаграждения сына, которому суждено было стать великим человеком — имамом ‘Али (да будет доволен им Аллах). Будучи двоюродным братом Мухаммада, ‘Али одним из первых принял Ислам и был одним из самых приближенных к Пророку людей.

В ожидании посланника Божьего

Второй раз в своей жизни Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) отправился в Сирию, когда ему было двадцать пять лет. В том путешествии он был руководителем торгового каравана, который принадлежал его будущей жене Хадидже (да будет доволен ею Аллах). В этот раз, как и в первом своем путешествии, он повстречался в пути с христианским монахом. Но это уже был не Бахира, а человек по имени Настура. /14/ Бахира к тому времени уже умер. /15/ Караван остановился неподалеку от того места, где находилась монашеская келья. Внимание монаха привлекло то, что один из путников лег отдохнуть под определенное оливковое дерево. Служитель Бога подошел к одному из сопровождавших караван проводников, которого звали Майсара, и спросил: «Кто этот человек?» Тот ответил: «Этот человек из племени курайшитов». Настура медленно произнес: «Под этим деревом не мог лечь никто, кроме Пророка». /16/

Ожидающих появления последнего Посланника Господа было немало. Одним из них был Зейд ибн ‘Амр, отец Са‘ида ибн Зейда, ставшего в будущем одним из десяти человек, о которых еще в этой жизни было известно, что они станут обитателями Рая /17/. Зейд ибн ‘Амр был одним из последователей Авраама (мир ему), не был из тех, кто поклонялся идолам, не был христианином или иудеем. Он ждал нового Божественного Откровения, однако, умер незадолго до его ниспослания. Известно следующее высказывание Зейда ибн ‘Амра: «Я ожидаю то благодатное время, которое вскоре должно наступить. Тень его над нашими головами. Однако не знаю, доживу ли я до этих дней». /18/

Сподвижник Пророка ‘Амр ибн Раби‘а передает нам следующее: "Однажды Зейд ибн ‘Амр сказал мне: «Я ожидаю Пророка из рода Исмаила, сына Авраама, и рода ‘Абдуль-Мутталиба. Не знаю, доживу ли до начала его пророческой миссии, однако сразу объявляю, что я подтверждаю истинность его пророчества и верую во все, что будет сказано им. Если ты доживешь до этих времен, то поприветствуй его от моего имени. Хочу, чтобы ты не ошибся, и поэтому сообщаю тебе его некоторые характерные приметы: он будет среднего роста, волосы его нельзя назвать совсем прямыми, но и не очень вьющимися. Имя его — Ахмад /19/. Родится он в Мекке. Через какое-то время после провозглашения им пророческой миссии мекканцы вынудят его покинуть город. Он переселится в Ясриб /20/, где призыв его начнет быстро распространяться. Никоим образом не пропусти его по невнимательности своей. Я от дома к дому искал остатки веры Авраамовой. Все христианские и иудейские ученые, с которыми я встречался, говорили мне: «Тот, кого ты ищешь, появится через некоторое время». Они называли упомянутые мной приметы и говорили: «Это будет последний Пророк. После него не будет пророков и посланников». ‘Амр ибн Раби‘а продолжает: «Пришло время, и я стал мусульманином. Пророку Мухаммаду я пересказал слова Зейда и передал его приветствие. Посланник Господа ответил на приветствие и сказал: «Я видел Зейда пребывающим в Раю». /21/

Начало откровения

Находясь в поиске Истины, будущий Пророк стал уединяться в пещере Хира на горе Нур (горе Света) /22/. Настал понедельник, семнадцатый /23/ вечер месяца Рамадан. Именно вторая половина ночи была избрана Господом для начала ниспослания последнего Священного Писания для человечества — Священного Корана. Как и в случаях с предыдущими пророками, Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) явился один из избранных ангелов Господа — ангел Джабраил (Гавриил). Он явился в облике человека, излучая мягкий свет и распространяя тончайшее благоухание. /24/ Для него, как и для всего человечества, это были торжественные минуты. Начиналось время Последнего Божественного Откровения. /25/

Ангел предстал перед Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует) и отдающим эхом голосом воскликнул: «Читай!» Мухаммада объяли удивление и страх. С дрожью в голосе он ответил: «Я не умею читать!»

После этого ангел крепко сжал Мухаммада и, отпустив, вновь повторил веление Господа. /26/;Трижды Пророк услышал слово «Читай!» и, поскольку он был неграмотен, все три раза ответил ангелу Гавриилу: «Я не умею читать!» /27/;В третий раз избранный Всевышним Пророк спросил: «Скажи, что мне читать?»

Тогда посланный Господом ангел Гавриил прочел первониспосланные аяты Священного Корана: «Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил [все]. Сотворил человека из сгустка. /28/ Читай! И Господь твой Щедрейший, Который научил [человечество] письму» /29/.

Призыв к просвещению был первым и одним из важнейших наставлений Господа, данных через последнего Пророка всему последующему человечеству. Более 1400 лет назад всем людям, которые появятся на свет в последующие тысячелетия, было ясно указано, что одним из основополагающих условий благополучия — в мире бренном и мире вечном — является стремление к знаниям, постижение смысла всего сотворенного. Однако Господь дает понять человечеству, что без Его благословения и воли оно не в состоянии будет сделать что-либо существенное. Именно Господь сотворил все сущее и именно Он управляет всем — от атомов до галактик — как пожелает. Человек по своей сути изначально ничтожен и не должен забывать о том, что он сотворен Богом и обретает силу и мощь лишь посредством Божьих законов.

Взволнованный, полный страха перед Всевышним, Пророк слово в слово повторил услышанные им аяты. Отныне полученные строки Священного Писания заняли место как в сердце, так и на устах Посланника Господа.

Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) получил первое знамение и сообщение о том, что Господь избрал его Своим Посланником, он оказался в растерянности. Его супруга Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), узнав о случившемся, отправилась для совета к своему родственнику Вараке ибн Науфелю, который являлся одним из христианских ученых и имел богословское образование. /30/Выслушав ее, он ответил: «О Хадиджа, твой супруг на протяжении сорока лет был правдив во всем и честен. Ангел, явившийся ему, есть тот, который в свое время являлся Моисею и Иисусу. Мухаммаду будет нелегко. Если я доживу до тех дней, то помогу ему» /31/.

‘Абдулла ибн Салям был иудейским ученым. Позже он также стал мусульманином. Известный богослов Ибн Хаджар /32/ в своей книге «Аль-исаба» пишет о том, что он был одним из потомков Пророка Иосифа (Юсуфа), мир ему. Принятие им Ислама засвидетельствовано даже в Священном Коране: «Скажи [, о Мухаммад,]! Если это [т. е. миссия твоя и Писание, ниспосланное тебе] от самого Господа, вы же не уверовали в это.

И засвидетельствовал свидетельствующий из сынов Израилевых [веру свою] в подобное этому [т. е. небесные Писания, ниспосланные до Священного Корана] и уверовал [в истинность пророческой миссии Мухаммада и божественность Священного Корана]. Вы же [, отворачивающиеся от истины и не признающие ее,] — возгордились. Поистине, Господь не ведет по правильному пути народ притесняющий [, несправедливый в своих действиях]» (Св. Коран, 46:10). /33/

‘Абдулла ибн Салям вспоминал: «Когда Посланник Господа переселился в Медину, я, как и все, отправился на встречу с ним. Вокруг него было много людей. Когда я зашел внутрь [помещения], услышал его, произносящего следующие слова: »...чаще приветствуйте друг друга и угощайте«. Я был изумлен простотой и глубоким смыслом этих слов. Вглядываясь в лицо его, я понял, что только Пророку может быть присуще выражение лица, которое было предо мною. Знания мои о последнем Пророке подтвердились. Не медля, я произнес свидетельство Единобожия и веры в истинность миссии Мухаммада: «Ашхаду алля иляхэ иллял-лах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах». Вернувшись домой, я призвал всех уверовать в истинность пророческой миссии Мухаммада и стать мусульманами». /34/

Все религиозно образованные христиане и иудеи знали о последнем Посланнике Господа (да благословит его Всевышний и приветствует). Однако зависть и нежелание отказаться от привычных религиозных представлений помешали им уверовать в истинность его миссии. Хотя им достаточно было только увидеть его, ибо приметы будущего Пророка были даны в их Священных Писаниях! Вот как об этом говорит Священный Коран: «Те, кому было дано Писание [христиане и иудеи], знают его [Мухаммада], как знают детей своих. И поистине, часть их скрывает истину, хотя знает ее» (Св. Коран, 2:146).

’Умар (да будет доволен им Господь), ставший впоследствии вторым праведным халифом, спросил однажды у ‘Абдуллы ибн Саляма: «Знал ли ты Посланника Господа Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) так же, как знаешь дитя свое?»

Тот ответил: «Я знал его лучше, чем детей своих».

’Умар удивился: «Как это?»

«Что касается детей, я могу сомневаться в том, что они мои. Вдруг жена когда-то изменила мне?! Что касается Пророка Мухаммада, то я ни на миг не сомневаюсь в том, что он Пророк!» — был ответ. /35/

Не все признают Пророка

Действительно, христиане и иудеи хорошо знали о Посланнике Творца. Однако знать — это одно, а уверовать — это нечто другое... «И когда ниспослана была Книга к ним от Самого Господа, подтверждавшая то, что было у них, и они просили помощи [у Господа] для ответа неверным [, ожидая последнего Пророка, который должен был помочь им в борьбе с многобожниками, и, по их убеждению, должен был быть из их среды], и когда пришло к ним то, о чем они знали, они проявили неверие [, не приняли Пророка из-за того, что он происходил из среды арабов, а не сынов Израилевых]. И, поистине, проклятие Господа лежит на неверующих» (Св. Коран, 2:89).

Вот яркий пример слепого упорства.

Упомянутый ранее ‘Абдулла ибн Салям, после того как стал мусульманином, пришел к Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и сказал: «О Посланник Господа! Давай позовем всех религиозно грамотных иудеев, и ты спросишь у них обо мне и моих предках, а я в это время спрячусь. После того, как они выскажутся обо мне, я появлюсь и объявлю о принятии мною Ислама». Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) согласился с таким предложением. Были приглашены люди. Посланник Творца спросил их: «Каково ваше мнение об ‘Абдулле ибн Саляме и предках его?» «Его самого и отца его мы считаем наиболее уважаемыми и учеными среди нас», — ответили ему. «Если он подтвердит мою правдивость и истинность моей миссии, что вы на это ответите?» — поинтересовался Пророк. Они в один голос ответили: «Это невозможно. Такое никогда не произойдет!» В этот момент появился ‘Абдулла ибн Салям и публично произнес свидетельство Единобожия и подтвердил истинность миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сказав: «О иудеи! Побойтесь Бога! Воистину, вы знаете о том, что он — Посланник Божий! Вы ведь читали в Торе об имени его и внешних признаках. Поистине, я свидетельствую, что он — Посланник Господа, верую в него и в правдивость его». Присутствовавшие сначала растерялись, а затем начали обвинять ‘Абдуллу во всех грехах, говоря, что он наихудший из них и сын наихудшего... Столь явное двуличие было неприятно Пророку, и он, не задерживаясь, удалился... /36/

Салман Фариси является ярким примером свободного стремления к истине без предвзятости и слепого упорства. Он был выходцем из Персии, поначалу являлся огнепоклонником. Через какое-то время стал христианином и начал учиться у авторитетных монахов и священников. Закончив обучение у очередного христианского монаха, он спросил, кто мог бы дать ему еще больше знаний. Монах ответил: «Сын мой, не осталось ученого, которого я мог бы тебе посоветовать для того, чтобы ты учился у него. Однако приблизилось время появления последнего Пророка. Он придет с религией Авраама и появится на землях арабов. У него будут явные приметы: он не будет принимать милостыню [садака], будет брать подарки [хадийя] и между лопатками на спине его будет печать пророчества». /37/

Вот что рассказывал сам Салман Фариси, продолжая данную историю: «После того, как мне сообщили о последнем Пророке, я начал искать караван, направляющийся в Мекку. Найдя его, я договорился с караванщиками, и они согласились взять меня с собой за плату в несколько голов домашнего скота. Однако с приближением к долине Кура меня, не имея на это никакого права, продали в рабство некоему человеку. Невольно став рабом, я был вынужден работать в финиковом саду, но не терял надежды услышать что-то новое о Пророке. В один из дней, как обычно, я забрался на дерево для сбора фиников. Хозяин сидел под деревом. Вдруг во двор вбежал его племянник и воскликнул: «Проклятье Господне! Все идут в местечко Куба’. Один выходец из Мекки говорит, что он Пророк, и ему верят!» От волнения меня охватила дрожь, я чуть не свалился на голову своего хозяина. Спустившись с дерева, я стал с нетерпением расспрашивать пришедшего, но хозяин прервал мои расспросы. Когда стемнело, я собрал свои вещи и отправился в упомянутое местечко Куба’.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сидел вместе со своими сподвижниками, когда я подошел к ним. Я сказал: «Вы бедные люди. Примите от меня эти финики в качестве милостыни и поешьте». Пророк передал финики сидящим рядом людям, а сам не притронулся к ним. Я отметил про себя: «Это первая примета, упомянутая монахом». На второй день я пришел и сказал: «Вот вам подарок [хадийя], примите его». Пророк принял протянутые мною финики, дал сподвижникам и поел сам.

Однажды один из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) погиб, и Пророк присутствовал на его погребальной молитве. Я тоже присутствовал там и подошел к Пророку, чтобы поприветствовать его. После этого я постарался увидеть его пророческую печать, что было достаточно сложно. Попытка моя не увенчалась успехом. Однако Посланник Господа понял мое желание. Плечи его были частично оголены, и он показал мне печать на своем теле. Я начал страстно целовать ее и плакать. Он остановил меня и посадил перед собою. У нас был длинный разговор, в ходе которого я рассказал все, что произошло со мною..." /38/

Чувство соперничества

Рассказывает Мугийра ибн Шу‘ба: «Я сидел вместе с Абу Джахлем. К нам подошел Посланник Всевышнего и начал объяснять некоторые религиозные постулаты. Абу Джахль недовольным тоном сказал: «Эй, Мухаммад! Если ты хочешь, чтобы в жизни будущей мы были свидетелями того, что ты довел до нас эти сведения, не утомляй себя — я засвидетельствую. А сейчас оставь меня в покое». Пророк удалился. Я же спросил у Абу Джахля: «Ты в самом деле не веришь в истинность его пророческой миссии?» Тот ответил: «Я знаю, что он Пророк. Однако с хашимитами у нас давнее соперничество. Они себе многое приписывают. Если скажут еще и о том, что один из них является Пророком, я этого не выдержу!» /39/

Однажды курайшиты, которых стали беспокоить успешная проповедь Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и рост его авторитета, решили отправить к нему своего представителя для беседы и поиска компромисса. Для этой очень важной миссии был выбран наиболее красноречивый и образованный человек по имени ‘Утба ибн Раби‘а. Придя к Пророку, он сказал: «О племянник мой! Ты один из нас и происходишь из уважаемого рода. Воистину, ты пришел с тем, что разделило нас. Ты порицаешь богов наших и веру нашу. Послушай меня! Если ты призываешь людей для того, чтобы стать богатым, то оставь свою проповедь и мы сделаем тебя самым богатым среди нас! Если хочешь власти, то мы сделаем тебя правителем над нами! Если то, что постигло тебя, является наущением нечистой силы, то мы вылечим тебя, потратив на лечение свое имущество». Пророк, внимательно все выслушав, уточнил: «Ты закончил?» Тот ответил: «Да». «Теперь слушай меня». Пророк сел, подобрав под себя ноги, и начал читать сорок первую суру Священного Корана:

«Ха мим. Ниспослание от Милостивого, милость Которого вечна и безгранична. Книга, знамения которой разъяснены в виде арабского Корана для народа знающего, радующая и предостерегающая. Но отвернулось большинство их, и они не слышат. И сказали [они]: «Сердца наши закрыты перед тем, к чему призываешь ты нас. И в ушах наших тяжесть [, не позволяющая услышать]. Между нами и тобою — преграда. Так действуй же, и мы будем действовать». Скажи [им, Мухаммад]: «Воистину, я — человек, подобный вам. Внушается мне, что Господь ваш — Бог Единый. Вставайте на правильный путь пред Ним и просите прощения у Него. Горе же многобожникам! Тем, которые не выплачивают закят и не веруют в будущую жизнь. Поистине, те, которые уверовали и творили благие дела, им [будет дарована] награда неисчислимая». Скажи: «Вы не веруете в Того, Кто сотворил Землю за два дня, и кого-то придаете Ему [в сотоварищи]. А Он — Господь миров. Он установил на ней [Земле] горы, и вложил в нее благодать, и определил за четыре дня пропитание, единое для всех просящих...» И если отвернутся они, скажи: «Я предупреждаю вас о молнии, подобной молнии ‘Ада и Самуда» (Св. Коран, 41:1-10, 13).

Пророк Мухаммад дочитал до тридцать восьмого аята, совершил земной поклон и сказал: «Ты слышал это. Теперь ты один на один с этим!»

Разволновавшись, ‘Утба встал и ушел.

Предводители мекканцев ждали результата переговоров. Абу Джахль увидел возвращающегося ‘Утбу, ему не понравился его вид. «Он возвращается не таким, каким ушел», — сказал Абу Джахль тем, кто был рядом.

‘Утба вернулся к друзьям. Услышанные им аяты, словно молния, сразили его... «Что случилось с тобой?» — спросили его. «Сказанное Мухаммадом потрясло меня, так как прочитанное им не было стихом, колдовским заклинанием и не походило на слова ясновидца. Я не знаю, что мне сказать... Мухаммад — человек правдивого слова. Когда я вслушался в то, что он стал читать, я испугался, что нас постигнет то же, что и племена ‘Ад и Самуд...» /40/

Подобные признания были свойственны не только одному-двум людям. В обществе царило схожее мнение. Однако страх, скупость, алчность и упрямство мешали людям уверовать в Истину от Бога.

Всевышний, разъясняя душевное состояние противников и утешая Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), говорит в Священном Коране: «Конечно же Мы хорошо знаем, что сказанное ими опечалит тебя. Поистине, они не считают тебя лжецом, однако, несправедливые, зная, отрицают знамения Господа» (Св. Коран, 6:33).

Участь Божьих Пророков во все времена была тяжелой... Всем пророкам приходилось сталкиваться с непониманием, ненавистью, недоверием людей. Но рано или поздно их призыв к покорности Единому Богу, выполнению Его заповедей находил живой отклик в человеческих сердцах. Подобно Моисею и Иисусу (мир им), Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) также пришлось пройти через испытания.

Впереди были долгие годы проповеди Слова Божьего. И только Сам Господь оберегал Своего Посланника от бед и опасностей на этом тернистом пути...

 


/1/ Настоящий очерк является лишь введением в историю о жизни и деятельности последнего Пророка Единого Бога, повествующим лишь о некоторых эпизодах его биографии. Это общий набросок подробного исследования, которое с помощью Господа будет продолжено автором в последующем.

 

/2/ Цит. по: Нурси С. Ишарат аль-и‘джаз [Указания чуда]. Стамбул: Джихан, 1993, с. 213.

/3/ «И ниспослали Мы тебя [, о Мухаммад,] не иначе, как милость для всех миров» (Св. Коран, 21:107).

/4/ «Господь — Свет небес и Земли!» (Св. Коран, 24:35); «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5).

/5/ Всеобщее падение нравов было характерно не только для языческой Аравии. Так, например, в своем Послании к Римлянам, обращаясь к христианам, жившим в центре тогдашней Европы, апостол Павел как о зримой реальности пишет о человеческом бесчестии и безнравственности, рисуя не менее ужасную картину: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам... они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:26-28, 29-32).

/6/ Изощренные убийства детей были реальностью и в древнем Израиле: детей убивали не из-за боязни обречь себя и их на нищенское существование, а сознательно приносили в жертву идолам. Ветхий Завет содержит многократные предостережения Бога «разжигаемым похотью к идолам... закалающим детей при ручьях, между расселинами скал»: «Могу ли я быть доволен этим?» (Ис. 57:5, 6). «Когда они закалали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтоб осквернять его: вот как поступали они в доме Моем!» (Иез. 23:39).

/7/ См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]: В 2 т. Стамбул: Феза, 1998, т. 1, с. 122, 123.

/8/ Рост запретен как в больших, так и в малых количествах. См., например: Св. Коран, 2:275.

/9/ Согласно мусульманской экзегетике, приведенные цитаты из Ветхого и Нового Завета относятся к Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует). Обещание Бога послать нового Пророка, подобного Моисею (мир ему), из среды «братьев их» (т. е. братьев израильтян) воплотилось именно в Мухаммаде (да благословит его Всевышний и приветствует), который (1) подобен Моисею (мир ему) во всем (рожден от земных отца и матери, принес Божий Закон, был женат и имел детей, умер естественной смертью в преклонных годах, похоронен на земле и т. д.), в отличие от Иисуса, мир ему (который рожден от девы чудесным образом, пришел подтвердить истинность закона Моисеева и несколько облегчить его строгость, живым вознесен к Господу и т. д.), а также (2) происходит из среды арабов — братьев евреев (родоначальники арабского и еврейского народов Исмаил и Исаак (мир им) — родные братья, сыновья Авраама, мир ему).

По мнению мусульманских богословов, приведенные в Новом Завете слова Иисуса (мир ему) также не могут относиться ни к кому иному, как к Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует), который передавал лишь то, что слышал от ангела Гавриила, пришел как продолжатель и завершитель авраамической цепи пророков Единобожия, обличил тех, кто не поверил Иисусу (мир ему) и прославил его как истинного Посланника Господа.

/10/ См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1, с. 186, 187.

/11/ Там же. С. 34.

/12/ Там же. С. 44, 73.

/13/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака) [Жизнеописание Пророка (издание перепроверенное, с уточнениями)]: В 2 т. Бейрут: аль-Хайр, 1992, т. 1, с. 147-149; Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1, с. 92.

/14/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 153.

/15/ См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1, с. 102.

/16/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 153.

/17/ См.: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов]: В 15 т. Стамбул: Ак чаг, т. 12, с. 247, хадис № 4369.

/18/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 180-187; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур [Бесконечный свет]: В 2 т. Стамбул: Феза, 1994, т. 1, с. 32.

/19/ Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). В арабском языке имена Ахмад, Мухаммад, Махмуд, Хамид являются родственными, имея единый трехбуквенный корень " " («хамидэ»).

/20/ Ясриб — город, который в последующем был переименован в Медину.

/21/ См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 32, 33.

/22/ Земля, как основа всех исходных форм, представляет собой некий макроскопический метасимвол, где гора символизирует духовное восхождение, которое человеку предстоит совершать пред встречей с Божественным, отрешаясь от земных мыслей и очищая свое сердце и душу. В сакральной географии земли гора Хорив (Синай) и гора Нур (араб. Джабаль ан-Нур) являют собой границу двух миров, материального и духовного. Именно здесь, в суровой пустыне, месте, отдаленном от человеческого присутствия и суеты, Бог дал Моисею (мир ему) на Синае первые десять заповедей Своего Откровения, а Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует) на горе Света — Последнее Божественное Откровение, которое должно освещать путь человечества до Дня Воскресения и Великого Суда.

/23/ Мнения исследователей расходятся относительно точного дня ниспослания первых аятов Священного Корана в месяц Рамадан: говорят о семнадцатом, восемнадцатом и двадцать первом дне. Но все ученые едины в том, что Пророк получил первое Откровение в понедельник. Об этом говорил и сам Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), отвечая на вопрос относительно соблюдения поста в понедельник: «Я родился в этот день [понедельник] и получил [первое] Откровение также в этот день [понедельник]» (хадис от Абу Катады; св. х. Муслима, Ахмада, аль-Байхакы и аль-Хакима). См.: Аль-Мабар Кафури С. Ар-рахик аль-махтум [Завершенный источник]. Каир: аль-Хадис, [б. г.], с. 63.

/24/ Согласно Библии, ангел Гавриил являлся Даниилу (Дан. 8:15, 16), сообщил Пророку Захарии (мир ему) о рождении Пророка Яхьи (Иоанна Крестителя), мир ему (Лк. 1:11-20), и деве Марии о рождении Иисуса, мир ему (Лк. 1:26-38).

Даниил называет ангела имеющим «облик мужа».

/25/ См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1, с. 140, 141.

/26/ Ср.: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (см.: 2 Пет. 1:21). Эти слова апостола Петра в полной мере применимы и к истории ниспослания Священного Корана Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) через ангела Гавриила; они точно и ярко характеризуют суть произошедшего в пещере Хира.

/27/ Всевышний Господь не всегда избирает для проповеди и передачи Откровения людей, всесторонне образованных и красноречивых. Так, когда Бог наставляет Моисея (мир ему) передать людям Его Откровение, Пророк отвечает: «О Господи, человек я не речистый... тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). В том, что Господь избирает косноязычного Моисея (мир ему) для передачи своей воли фараону, а неграмотного Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для передачи человечеству Своего Последнего Откровения, заключен глубокий замысел. Люди, обладающие разумом, должны понять, что не умением и силами самого Пророка совершаются чудеса, а по воле Свыше. Чудесное и неподражаемое слово Господа — Священный Коран — в устах неграмотного, не умевшего ни читать, ни писать Мухаммада должно было показать Всемогущество Единого Бога, направлявшего Своего избранника.

/28/ Ср. слова праведника Иова (Пророка Аюба в мусульманской традиции), с которыми, согласно Ветхому Завету, он обращается к Господу: «...Ты, как глину, обделал меня... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов. 10:9-11).

/29/ Св. Коран, 96:1-4.

/30/ Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1, с. 142.

/31/ См.: Аз-Забайди А. Мухтасар сахих аль-бухари [Сокращенный сборник имама аль-Бухари]. Саудовская Аравия: аль-Муайяд, 1992, с. 12.

/32/ Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (Абу аль-Фадль Ахмад) — мухаддис, египетский историк. К числу наиболее известных его книг относятся комментарий к своду хадисов имама аль-Бухари «Фатх аль-бари» и «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба». Умер в 1449 г.

/33/ См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 33, 34.

/34/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2, с. 122; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 33.

/35/ См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 34; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]: В 3 т. Бейрут: аль-Калям, 5-е изд., т. 1, с. 140.

/36/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2, с. 122; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 35.

/37/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 175.

/38/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 176, 177.

/39/ См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 37.

/40/ См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 234, 235; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1, с. 37, 38 (автор дает немного иную версию событий на основе книги Ибн Кясира «Аль-бидая»).

Источник: http://umma.ru