Местная религиозная организация
"Мусульманский центр "Рахман"
г.о. Подольск Московской области

СОВЕТ УЛЕМОВ

ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН

 ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

 dum 

 ФЕТВА

 

«Сделали Мы жертвенное животное обрядом, в котором благо для вас. Упоминайте над ним имя Бога. И когда они упадут, а полученным мясом как сами питайтесь, так и накормите бедного, который не попросит, а также просящего. Поймите же, Мы подчинили их на службу вам, будьте же благодарны» (Св. Коран, 22:36)

 

«До Аллаха никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас. Подобным образом оно подчинено вам. И это ради того, чтобы вы возвеличили Творца за тот верный путь, по которому Он предоставил вам возможность идти. Обрадуй благородных» (Св. Коран, 22:37)

 

1. Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся «такбиры», является утренняя молитва (фаджр) девятого дня месяца зуль-хиджжа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘аср) молитвы четвертого праздничного дня.

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ля иляха иллял-лаху вал-лаху акбар,аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд»

Перевод: «Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»

2. Время совершения заклания наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня. Ученые - шафииты считают, что завершается время жертвоприношения до захода солнца четвертого дня. Оба мнения имеют обоснования из Сунны, поэтому, для большей уверенности, лучше закончить до вечерней молитвы третьего дня. Если же человек не успел в первые три дня, то может воспользоваться мнением шафиитских богословов и совершить жертвоприношение в четвертый день. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети, и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением зари.

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношения он уже не совершает, но сможет раздать стоимость животного бедным и неимущим, если желает получить Господнего вознаграждения (саваб) от данного богоугодного деяния. Обязанность для принесения в жертву животного лежит на тех верующих, кто достиг совершеннолетия, имеет не обходимые для того материальные средства, находится на постоянном месте жительства, обладает свободой и психическим здоровьем. Под наличием необходимых материальных средств богословы ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята. Жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды – пять лет и более; буйволы, быки и коровы – два года и более; бараны, овцы и козы в возрасте года и старше.

Желательно (сунна) произвести заклание самому: проговорить намерение, сказать «бисмил-лях, аллаху акбар» и перерезать основные артерии. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу, с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и его семьи».

При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли его крови». В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.

В случае если жертвоприношение совершают дети покойного, вероятность пользы для него максимальна. Если это делают друзья или родные покойного, то также не исключено зачисление вознаграждения в его пользу в вечности.

Если жертвоприношение совершается от имени покойного с тем, чтобы вознаграждение засчиталось ему, и происходит это там, где большое количество людей совершают жертвоприношение, то раздача стоимости жертвенного животного бедным и неимущим допустима».

Богословы - шафииты считают совершение жертвоприношения от имени умершего невозможным, кроме случая, когда тот попросил об этом в своем завещании.

3. Мясо жертвенного животного делится на три части: одна – неимущим, вторая – на раздачу соседям или угощения родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего).

4. Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]». Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни.

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]».

В условиях Российской Федерации можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

 

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин

Председатель Совета муфтиев России,

Председатель Духовного Управления

мусульман Европейской части России